Задача: помочь учащимся осознать потенциальные риски, связанные с распространением персональных данных в Сети, научить прогнозировать возможные последствия размещения личной информации в Интернете

Необходимые материалы: информация о Линии помощи «Дети онлайн» (Приложение 4.1), карточки с примерами обращений на Линию помощи «Дети онлайн» (Приложение 4.2)

Время проведения: 25-30 минут

Процедура проведения:

Чувство дискомфорта – это меньшее, что может возникнуть в результате потери контроля над персональными данными. Дети и подростки довольно часто сталкиваются с куда более серьезными последствиями неаккуратного обращения с персональными данными. В таких ситуациях многие из них обращаются на Линию помощи «Дети онлайн» (подробнее о Линии помощи см. Приложение 4.1). В ходе этого упражнения учащиеся познакомятся с примерами реальных проблем, с которыми сталкиваются их сверстники в результате неаккуратного обращения с персональными данными, и смогут разобраться

в их причинах и способах решения и профилактики. Для этого ведущий делит класс на несколько групп по 3–5 человек, каждая из которых получает карточку с примером обращения на Линию помощи «Дети онлайн» (Приложение 4.2). Задача группы – внимательно изучить пример и сформулировать ответы на следующие вопросы:

  • Почему произошла эта ситуация?
  • Что стало причиной возникновения проблемы?
  • Что можно посоветовать подростку, обратившемуся за помощью, чтобы решить проблему?
  • Что нужно делать, чтобы подобные проблемы не возникали? Каких действий для этого следует избегать?

На выполнение этого задания отводится около 10 минут. Когда все готовы, представитель от каждой группы описывает проблему, представленную в карточке, называет причины, которые, по мнению группы, привели к ее возникновению, предлагает пути решения проблемы и способы, позволяющие ее избегать. Каждой группе на выступление отводится 2–3 минуты. Остальные участники могут задать вопросы выступающему и высказать свои комментарии, например, выразить свое несогласие или предложить свое решение проблемы. В целом на эту часть упражнения отводится 10–15 минут. В ходе дискуссии ведущий выписывает на доску все рекомендации по решению и профилактике проблем, сформулированные участниками группы, а также дополняет их, используя комментарии для ведущего из Приложения 4.2.

В результате получается набор рекомендаций по решению и профилактике проблем, возникших в результате неаккуратного обращения с персональными данными в Интернете. 

Обсуждение:

Приходилось ли вам или вашим знакомым сталкиваться с подобными ситуациями?

Как вы думаете, какова основная причина возникновения подобных ситуаций?

Что можно посоветовать человеку, оказавшемуся в подобных ситуациях? 

Итоги занятия

Когда мы делимся информацией с окружающими нас людьми, мы теряем над ней контроль, что может вызвать у нас чувство тревоги и дискомфорта. Выкладывая персональные данные в Интернет, довольно часто мы не замечаем потери контроля, в этом и состоит основной риск неаккуратного обращения с личной информацией.

Любая персональная информация, выложенная в Сеть, может стать причиной серьезных проблем. Наши фамилия, имя, номер телефона помогают хакеру подобрать пароль к нашему аккаунту, наши хобби, интересы и увлечение помогают мошенникам подобрать ключ к нашей душе. Поскольку мы не думаем об этом заранее, такая ситуация становится для нас неприятной неожиданностью. Именно поэтому необходимо бережно относиться к персональным данным, попадающим в Интернет.

Можно назвать три главных составляющих, обеспечивающих более-менее надежную защиту персональных данных:

  • Защита персональных данных с помощью надежных паролей.
  • Управление уровнями доступа к персональным данным (настройки приватности).
  • Сознательное отношение к информации, размещаемой в Интернете.